© Людмила Юрлова

Все публикации Людмилы Юрловой

Стрессоустойчивость объектов агрессии в условиях информационной войны

Современный период времени характеризуется повышенным требованием к человеку в аспекте эмоциональной компетенции. Скорости, с которыми меняются события, диктуют необходимость уметь быстро восстанавливать психоэмоциональное равновесие и быть в ресурсном состоянии, т.е. в состоянии достаточной активности, адекватности и позитивного настроя.. Это особенно важно в ситуации длительного стресса, в который человек попадает во время информационных войн.

В условиях цейтнота, вала срочных и важных дел и экстраординарных событий, происходит накопление негативных переживаний. Если этим фактом пренебрегать, то удержаться «на плаву» будет достаточно сложно, а порой невозможно.

Существуют психотехнологии, которые позволяют повысить стрессоустойчивость и иметь доступ к личному ресурсу.

Пример: Руководитель крупного предприятия, попавшего в ситуацию рейдерского захвата, кризиса или информационного прессинга, находится на пороге важных переговоров. Длительное эмоциональное напряжение, связанное с кризисной ситуацией усугубляется переживаниями по поводу предстоящих событий. Это приводит к ухудшению здоровья. Переговоры либо срываются, либо даются с большим трудом, либо малоэффективны.

В той же ситуации, но при грамотном сопровождении профессионала, который вовремя снимет эмоциональное напряжение, поможет повысить стрессоустойчивость и обучит способу поддержания ресурсного состояния во время переговоров или выступления, тот же руководитель эффективно двигается к достижению выбранной цели.

Универсальных подходов в решении этих задач не существует. Каждый случай имеет свои особенности и тонкости. Поэтому давать какие-либо конкретные рекомендации и советы не имеет смысла. При ближайшем рассмотрении каждой предлагаемой ситуации выстраивается стратегия сопровождения. В некоторых случаях достаточно работать с лидером. Но чаще бывают ситуации, когда работать необходимо и с ближайшим окружением, вовлеченным в процесс и эмоционально напряженным. Это оказывается более эффективным.

Случай из практики: Во время избирательной кампании в городе N, кандидат находился в состоянии цейтнота и эмоциональной перегрузки. Это отражалось на его личной эффективности и на работе всего избирательного штаба. На момент вхождения в рабочий процесс консультанта-психотехника, у заказчика (кандидата) наблюдались не только эмоциональная неуравновешенность, но и ухудшение здоровья, вызванное перегрузками и стрессом.

В ходе наблюдения и анализа за деятельностью кандидата было выявлено несколько негативных паттернов в поведенческом аспекте во время мероприятий, и некоторые недостатки в «языке жестов» и невербальных посылах. Кроме того, выплыли тревожные состояния перед выступлениями и при работе в прямом эфире, зажатость во время фото-видео съемок. Была выстроена стратегия сопровождения. Она включала в себя: обучение навыкам публичного поведения, коррекцию речи (в плане избавления от выражений-сорняков), более эффективного структурирования графика и т.д. Основная работа была направлена на освоение навыков эмоциональной эффективности в ситуациях стресса. Коррекционные сессии проводились в выделенные 1,5-2 часа в день, а также в «полевых» условиях: в переездах с объекта на объект, в коротких перерывах между мероприятиями, в ситуациях ожидания (перед выходом в эфир) и т.д. Тренировка стрессоустойчивости клиента происходила в самих стрессовых ситуациях и это давало хороший результат. Кандидат становился более эмоционально эффективным. Его реакции стали более адекватными.

Так в случае, когда во время выступления перед аудиторией рабочих, из толпы стали раздаваться явно провокационные выкрики, кандидат сумел спокойно, корректно и разумно угомонить крикунов и продолжил встречу. Кроме того, речь говорилась не по бумажке, а спонтанно и размеренно. Ответы были точны и грамотно подавались, а шутливые интонации были уместны. В поведении отражались уверенность и спокойствие.

Позже выяснилось, что «крикуны» были подставлены со стороны конкурентов.

В ходе кампании рейтинг кандидата рос, т.к. жителям импонировал образ спокойного, уверенного и грамотного человека, способного отстоять свое мнение и выдержать прессинг конкурента. По мере того, как стрессоустойчивость возрастала, увеличивалась и энергетика человека, здоровье восстановилось, проявились устойчивые качества лидера.

Работа штаба стала более направленной и планомерной, т.к. персоной лидера занимался специалист, который замкнул кандидата на себя, полностью занимаясь его деятельностью.

Однако, работа сопровождающего консультанта-психотехника не ограничивалась только одним человеком. Чтобы процесс был максимально успешным надо иметь в виду, что ближайшее окружение тоже требует внимания. Так, если РК или начальник штаба, или кто-либо из специалистов первого звена будет находиться в состоянии подавленности или болен, то работа не будет столь успешна. Поэтому всегда уделяется время для улучшения психоэмоционального состояния команды и первых приближенных лиц. Это обусловлено системным подходом к работе, который позволяет сделать ее намного более эффективной. В силу того, что повышается эмоциональная компетенция, усиливается отдача от каждого участника событий.

Остается добавить, что кандидат выиграл и пришел к победе в хорошем ресурсном состоянии и высоким эмоциональным потенциалом.

Подобный эффект от сопровождения и экспертно-консультационной работы был и в ситуациях информационного прессинга на одну из фирм и кризисной ситуации в банковской сфере. Такая работа уместна при подготовке к серьезным переговорам и сделкам.

В отличие от услуг коучей, подобная работа подразумевает психокоррекционный аспект, а при необходимости и психотерапию. Более чем 10-летний опыт показал, что такой подход имеет устойчивый результат. Навыки, которые появляются у заказчика, закрепляются надолго, а часто и навсегда.

Автор: Людмила Юрлова © 2009 г.